КУЛЬТУРА В СЕРДЦЕ

                   (Заметки с Форума в Хакасии «Как охраним живую ткань Культуры?»)

                                                                                               

           Хомыс – широко распространенный  в прошлом музыкальный инструмент. Сегодня он переживает второе рождение. Хомыс используется: 1) в качестве аккомпанирующего инструмента при исполнении музыкальных  произведений, 2) на современном этапе  как солирующий инструмент. Так записано в справочнике «Хакасские музыкальные инструменты».

         Но мы слышали пение хомыса, вступившего во взаимодействие с ветром. Максим, родом из Алтая, студент Хакасской консерватории, удобно усевшись на холме над Енисеем, бережно поставил вертикально хомыс себе на колено, поддерживая его только за корпус, предложил прислушаться.  Через некоторое время  струны хомыса сами запели прекрасную музыку сфер.

        Мы были свидетелями этого чуда. На нас лились нежные звуки, извлекаемые невидимой рукой  прекрасного музыканта – Ветра, казалось, что само Небо приветствует нас, бережет и любит, а Земля, на которой мы сидели в тесном кружке вокруг хомыса, охраняет нас. Тихие звуки попадали прямо в сердце и навечно остались там.  Это было в Хакасии на берегу великого Енисея, где мы, участники Форума «Как охраним живую ткань Культуры?», собрались на встречу знакомств. Затем Максим взял свой хомыс в том положении, в каком обычно исполняются музыкальные произведения, и повторил то, что создала Природа, то, что мы все вместе только что смогли услышать. Мы сделали открытие: Музыка всегда вокруг нас, но ее принять можно только сердцем.

         Подумалось, что  хомыс не поет у человека со злыми умыслами, и его тихую  музыку не услышат те, кто привык к оглушающему реву, визгу одурманивающего репа. Захотелось вытащить их заблудившихся, ослепших, потерявших слух, защитить от грубого натиска агрессивной безнравственности. Детство нуждается в защите каждую минуту. Здесь на берегу Енисея вера в свои силы стала крепче. Все время над нами летали птицы, может быть, они унесли вести о происходящем, в другие края?    Симфония сфер, вызванная хомысом и талантливым исполнителем, сопровождала нас во все дни Форума. В эту гармонию старались прорваться дисгармоничные крики завистливых недоброжелателей, но Красота музыки, созданной Небом и Землей, спетая Ветром была сильнее.

          Мы были на земле далеких предков. Вдаль, в горы ведет дорога, по которой когда –то прошли тюрки, на этом месте стоит памятник со словами:

   

    Был воином отважным я,

    Был сильным мой народ.

    Эрен Улугом звался я… с победою вошел.

    В Алтур-Капар… Ходил послов в Тибет-

    … с почетом я пришел, чтоб в землю лечь.

    Потомок «Барсов» на земле людей

   Я доблестью своей не насладился.

   Печалься мой народ: громя врагов

   Я умер – горе!- я погиб в бою

   Я тягости – большой верблюжий вьюк –

   На братьев, чтоб несли, переложил.

 

       Примерно  в 680-е годы кыргызы кочевали на Енисее в урочище Сунга. В то далекое время это было сильное государство, поддерживающее дипломатические отношения с Китаем, Тибетом, Восточно-Тюркским каганатом. Правителем кыргызов стал умный и дальновидный Барс Бек. Независимые и самостоятельные действия Кыргызского государства пришлись не по нраву сильному тюрскому каганату, и Куль-Тегин решил предпринять поход против кыргызов. Со стороны Куль-Тегина это был дерзкий, рискованный шаг, так как он решил напасть на кыргызов с тыла, пройдя через глубокие   снега Саянского хребта. Нашли проводника из рода «аз», который жил по соседству с кыргызами, и стали продвигаться по глубокому снегу высотой с копье – «проделывали путь копьями». Дорогой проводник заблудился, может быть, он умышленно завел тюрков в глубокие снега Саянов…

          Проделав трудный путь и выйдя к кыргызам с тыла, враги  напали на них ночью. Барс-Бек сумел собрать свое войско. Три дня и три ночи кыргызы ожесточенно защищали свою землю. Но силы были неравны: войско Куль-Тегина было  численно больше кыргызского…

        Барс Бек погиб в этом неравном бою, в его честь установили стелу на месте гибели, на стеле древними руническими письменами выбита была надпись – эпитафия. Мы поклонились этой священной земле.

         Говорят: «молитва сердца коротка». Бывают такие состояния, когда ум молчит,  слова уходят, их нельзя сразу произнести вслух, но мысли, которые жили в нас во время Форума, наверное, дошли  по назначению. Ответ – это как на художественных полотнах -  дорога в горы, тишина вокруг, яркое небо, ощущение  дома, где нас давно ждали. Где-то глубоко звучала мелодия песни о том, что все в мире и всегда имело свое  место, ощущение полного единения  со всем, что нас окружает,  и просьба о прощении за свое несовершенство. За короткое время попеременно прошли все чувства: печали, радости, одиночества. Но в это же время в видимом мире почувствовала рядом  плечо друга. Это был Бердибек Джумабаев, который свою молитву завершил словами  благодарности: «Ыразымын! Ыразымын!» - и мы все повторили их за ним: «Ыразымын!» - «Благодарим за все». 

           Долго чувствовалась какая-то опустошенность, казалось, что часть меня все еще не здесь, окружающее  представлялось в очень ярком свете. Неожиданно  заиграла скрипка, зазвучала музыка Свиридова. Это Алена из Абакана продолжила разговор «Романсом без слов». Из далекого прошлого, мы опять вернулись в наше настоящее и это состояние  благодарности непременно должны перенести в будущее. Мы собрали землю, чтобы отвезти ее в Кыргызстан. Постепенно вернулся запах трав, почувствовалось дуновение ветерка, тепло солнца, единение друзей.

          Сердце человека состоит из ткани, которая не встречается больше ни в каких  других органах. Ткань сердца работает как единый комплекс, быстро, согласовано и без остановки. Ткань сердца – это живая ткань Культуры, именно через сердце проходят токи нашего духа. Проявления «клеточного эгоизма» исключаются, работать на себя клетки ткани сердца не могут, структурные компоненты сердца запрограммированы на альтруизм. Способность жертвовать собой на общее благо всегда имели люди с любящим сердцем.

         Живая ткань Культуры в сердце – в доме нашего высшего сознания и духа.

         

                                                              Д.А. Кутманалиева,

                                                              руководитель Центра гуманной педагогики г. Бишкек,

                                                              отличник образования Киргизской Республики