Нить Культуры
Post scriptum к Саратовскому форуму
Возвращаясь с VI международного общественно-научного Форума «Как охраним живую ткань Культуры?», проходившего в Саратове, уже в поезде принялась за чтение книги «К.С. Петров–Водкин и XXI век». В воспоминаниях дочери художника Е.К. Дунаевой прочитала письмо Кузьмы Сергеевича к матери, в котором он, пытаясь успокоить мать в ее волнениях за судьбу России, пишет: «Не мы первые ломали души и головы над тем, как устроить человеческую жизнь… И теперь, где-нибудь в тишине, работает великий человек, чтоб принести на землю ясность и мир». Письмо датировано 1906 год. О том, «как устроить человеческую жизнь», думали многие, имена их известны: ученые К.Циолковский, А.Чижевский, В. Вернадский, философы В.Соловьев и П.Флоренский, деятели искусства А.Блок, А.Скрябин, Н.Рерих, К.Петров-Водкин и многие другие. И.Ильин включил в свою книгу «Поющее сердце» рассуждение о жизни простого человека, портного: «Все мы - нити в ткани Божией; и пока живем на земле, дано нам эту ткань беречь и крепить».
Эта нить любви протянута до нашего XXI века. Многие честные люди, остро чувствующие свою ответственность за все, что происходит на земле, объединились вокруг Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Программа Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха «Как охраним живую ткань Культуры?» начала входить в жизнь в 2005 г. Мне посчастливилось быть участником форумов в Перми, Абакане и вот в этом году - в Саратове. Да, это счастье оказаться рядом с людьми, сердца которых давно отданы Тем, кого они любят.
Давно мечтала увидеть великую Волгу не только из окна проезжающего поезда, а вблизи, так, чтобы можно было опустить в ее воды ладони. Мечта сбылась.
Из информационного письма форума запомнились строки: «Великая река, великая история… Саратов – это место, где на протяжении веков сформировалось особое геокультурное пространство, локально осознающее свое положение как некий центр, столица на границе среднего и нижьего Поволжья, между Россией и Казахстаном, между севером и югом, западом и востоком. «Вокруг все кружится: Европа, Азия, Кавказ, мегаполис Москва… А тут, в центре, тишина. Именно так – в самом центре вихря!» (И.Сорокин)
Где же этот центр Земли? Прошлым летом мы были на Алтае, и местный старожил утверждал, что центр Земли именно там. Но центром может стать и богом забытая станция, как в романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день»: «Весь как есть при великой железной дороге, при великой Сары-Озекской степи, маленькое связующее звено в разветвленной, как кровеносные сосуды, системе других разъездов, станций, узлов, городов… Весь как есть, как духу, открытый всем ветрам на свете, особенно зимним, когда метут сарозекские вьюги, заваливая дома по окна сугробами, а железную дорогу холмами плотного мерзлого инея.. Потому и назывался этот степной разъезд Боранлы-Буранный, и надпись висит двойная: Боранлы – по-казахски, Буранный-по-русски…»
Саратов – «в самом центре вихря», разъезд Боранлы-Буранный – «открытый всем ветрам на свете»… И там центр, и тут центр… Центр Земли там, где мы, наш дух и сознание, где мы можем проявлять творчество. И неважно, что реально существующий город и литературная фантазия писателя Ч. Айтматова оказываются рядом. Все это - наша жизнь. Наша общая Культура
«Чтобы жить на сарозекских разъездах, надо дух иметь, а иначе сгинешь», - написал Ч. Айтматов в романе «И дольше века длится день», и продолжил свои размышления в произведении «Ода величию духа». Писатель в разговоре с Дайсаку Икэдой, буддийским монахом, отметил: власть имущие боятся пробуждения народного духа и желали бы, чтобы народ был недвижен десятилетиями, погруженный в глубокий сон, то есть оставался в невежестве. Дайсаку Икэда, в свою очередь, высказал своё наблюдение: пробудившийся народный дух часто проявляет себя крайне непоследовательно, не может использовать возможности свободы. «В таком случае, - ответил Ч.Айтматов, - я хочу, чтобы народ прислушался к словам Рериха, определившего смысл человеческого существования: «Жить лучше – быть лучше».
В дни форума сердечные нити объединили интеллигенцию многих городов России и зарубежных стран на идеях культуры, творчества и неотложного сотрудничества. Культуру и мир Н.К. Рерих называл «священными оплотами» человечества. Несомненно, Саратовский форум внес свой весомый вклад в укрепление нерушимых устоев Жизни.
С глубокой признательностью ко всем организаторам и участникам Саратовского форума.
Ж.А. Кутманалиева,
Кыргызстан, г. Бишкек
___________________
• Перейти в рубрику "О Международном Совете Рериховских организаций имени С.Н. Рериха"